История успеха Дагестанского экспортера.
Это история выхода на экспорт необычного бизнес-проекта. Речь пойдет о Любительской футбольной лиге и ее основателе, серийном предпринимателе, Рамазане Газиеве.
Специалист Центра поддержки экспорта, Шамиль Хайбулаев встретился и взял интервью у Рамазана Газиева.
-Как решились выходить на экспорт со своим проектом?
-История началась в 2011 году, тогда это была футбольная лига «Дикая дивизия. Просто играли между собой группировки из разных городов.
И никто не думал про то, что это все перерастет в системный и большой бизнес.
Затем мы вышли на новый уровень. К нам начали приходить футболисты Дагестана, олимпийские чемпионы, известные бойцы. Так мы превратились в Любительскую футбольную лигу Дагестана.
Большой толчок развитию дали социальные сети. Наши публикации размещали в самом большом аккаунте в инстаграм @433 где несколько миллионов подписчиков.
К нам стали обращаться ребята с разных регионов России, с просьбой открыть такую же лигу у себя.
И мы вместе с моим партнером Дмитрием Смирновым, который является главным тренером сборной России по футболу, решили создать франшизу. Упаковать наш опыт, методики и с готовым продуктом выйти на рынок России, стран СНГ и на мировой рынок.
-Когда вы только организовывали лигу, изначально ставилась ли цель заработка? И как это стало таким масштабным бизнес-проектом?
— Первые три года я и основные сотрудники оргкомитета работали на добровольных началах.
Делали мы все это, в первую очередь, для удовольствия.
Уровень турниров постоянно рос. Приходили все лучшие футболисты, команды. Увеличивались бюджеты команд, и были такие, кто вкладывал несколько миллионов рублей в развитие своей команды.
Нам пришлось подтягивать свой уровень, и уделять лиге все свое время, нанимать сотрудников. Так это стало бизнесом.
-Какой, на сегодня, самый главный бизнес-тренд в футболе?
-Сейчас идет тренд на коммерциализацию спорта, в целом.
Раньше футбол не был бизнесом, как таковым.
Никто не думал, что на спорте можно зарабатывать хорошие деньги.
Сегодня ситуация меняется. Люди хотят более качественных услуг.
В прошлом году я выступал на конференции, которую организовывала Академия Адидас, она так и называлась «Спорт как бизнес». Я выступал с нашим кейсом и рассказывал про то, как мы выросли, благодаря развитию социальных сетей нашей лиги.
Все больше мероприятий появляется, которые объединяют спорт и бизнес.
Тренд 8 на 8 он основной. Где в команде не 11 игроков, а 8. Нам не нужна большая площадка. Достаточно половины большого поля. Или поля размером 70 на 40, где ребята могут играть в футбол. Такой футбол более зрелищный, динамичный, интересный.
-Расскажи, пожалуйста, Рамазан, о твоей работе с Центром поддержки экспорта.
-Я взаимодействовал с центром поддержки предпринимательства по другому моему проекту, и так я узнал про программу поддержки экспорта.
Пришел в Центр поддержки экспорта, обсудил идею и узнал, что эксперты центра могут мне помочь с маркетинговыми исследованиями. Убедился, что рынок есть, и то, что я продаю, востребовано рынком.
Далее воспользовался услугой «Поиск партнеров». Так появилось несколько партнеров в разных странах.
Затем разместились на сайте, где размещены и другие франшизные компании, и оттуда уже начал получать заявки на продажу франшизы. Приняли участие в выставке, благодаря Центру поддержки экспорта.
-Посоветуешь ли ты другу обратиться за услугами в ЦПЭ РД?
-Честно, я ожидал, что будет хуже. И был приятно удивлен качеством предоставленных исследований и услуг, в целом. Все оперативно, профессионально, грамотно.
Доволен результатом. На сегодня мы собрали более 50 заявок, подписали договор с Ереваном. Продолжаем переговоры с Молдавией, Белоруссией, Узбекистаном. Приходят заявки из Дании.
-Что ты пожелаешь предпринимателям, кто еще сомневается выходить ли на экспорт?
-Исходя из последних событий и стоимости рубля, думаю, стоит выходить на экспорт. У тебя есть валютная выручка, а это значит, что прибыль больше в несколько раз.
-С чего стоит начать?
-Первый совет-не экспортировать и не транслировать хаос.Бизнес-процессы в компании должны быть отлажены.
Если мы говорим про франшизу, то нужно ее упаковать, чтобы ее захотели приобрести.
Второй важный совет — работайте с профессионалами. Обратитесь в Центр поддержки экспорта.
Третий совет — развивайте личный бренд и социальные сети.